Муниципальное методическое объединение учителей-логопедов ДОО
«Кто хочет разговаривать,
тот должен выговаривать
всё громко, чётко, внятно,
чтоб было всем понятно!»
Таков бессменный девиз учителей- логопедов нашего города и района. Ведь для чего необходима логопедическая помощь, как не для качественной коррекции дефектов речи?!
Изучением вопроса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем занялись учителя-логопеды города и района на очередном, осеннем методическом объединении. Тема диспута: «Особенности работы со старшими дошкольниками, имеющими комплексный речевой диагноз ФФНР».
Актуальность выбранной для диспута темы трудно переоценить. В самом деле, если у ребенка речевые дефекты, он зачастую подвергается насмешкам сверстников, обидным замечаниям, в концертах и детских праздниках не участвует. Он старается отмолчаться или ответить односложно, не принимать участия в речевых играх.Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильной, четкой речи.
В своих выступлениях логопеды поделились приёмами работы с детьми с ФФНР. Коллеги с большим желанием обсудили наиболее эффективные методы и приёмы по профилактике и преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи, используемые в работе.
О том, как преодолеть сложности, возникающие при формировании процессов словоизменения у детей с комплексным диагнозом ФФНР и дизартрия рассказала учитель-логопед МБДОУ № 11 «Дельфин» Гашинская Марина Александровна, представив собственные методические разработки.В самом деле, в процессе специальных игр и упражнений у детей развиваются способности узнавать и различать неречевые звуки. Дети в играх научаются различать высоту, силу и тембр голоса, вслушиваясь в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова. Затем дети опять же в игре учатся различать слова, близкие по звуковому составу. О том, какие игры использовать при формировании процессов темпо-ритмического восприятия речи у детей с ФФНР рассказала коллегам Шодик Нина Ивановна, учитель-логопед МАДОУ № 5 «Малышка».
Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. О тонкостях и особенностях в логопедической работе по заучиванию стихов на занятиях с детьми с ФФНР, осложненным дизартрией дискутировали Полынская Ольга Николаевна, учитель-логопед МБДОУ № 10 «Огонёк» и Рощина Наталья Александровна, учитель-логопед МБДОУ №1 «Колосок». Действительно, неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребёнок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать своё звукопроизношение.
Кроме того, Саламатова Анна Игоревна, учитель-логопед МБДОУ № 7 «Солнышко», напомнила о личностных психологических особенностях развития дошкольников, которые следует учитывать, применяя методику обучения заучивания стихов со старшими дошкольниками с ФФНР. Как правильно было сказано в её выступлении, ребёнок должен контролировать своё собственное поведение на занятии. Ведь зачастую дети элементарно не умеют вслушиваться в условия правил игры, не могут их запомнить, понять и повторить.
Особенно заинтересовал буклет с необычными приёмами формирования процессов словоизменения в логопедической работе с дошкольниками с ФФНР, который презентовала учитель-логопед МБДОУ № 12 «Рябинка», Тенникова Жанна Леонидовна.
Мы убедились, что члены ММО используют различные виды игр, упражнений, интересныелогопедические приёмы и творческие подходы. И это замечательно! Ведь в нашей работе творчества не бывает много! Как говорится, все методы и приёмы хороши, если они успешно и положительно влияют на преодоление речевого диагноза. К сожалению, поле деятельности – обширно! Ведь за последние годы увеличилось число детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. К примеру, по результатам работы муниципальной ПМПК в 2016 – 2017 учебном году 43% старших дошкольников Топкинского района имеют ФФНР, а в 2010 – 2011 учебном году их число составляло 31%.
Речь – это сложная функция! Речевое развитие ребёнка зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих. Ребёнок учится говорить на примере речи родителей, СМИ, друзей-сверстников. Но, в первую очередь, ребёнок научается правильно говорить на логопедических занятиях по образцу учителя – логопеда.
Нам, логопедам, важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции своей речи. А для этого занятия не должны быть скучными уроками, а интересной, эмоциональной игрой. Об эффективных приёмах работы по формированию эмоционально-выразительной стороны речи на логопедических занятиях с детьми с ФФНР и дизартрией в коррекционной работе рассказала, проведя мастер-класс, Корнева Ольга Владимировна, учитель-логопед МБДОУ №1 «Светлячок».
За помощью в решении задачи по соблюдению дисциплины на занятиях необходимо обращаться к родителям, или к законным представителям детей. Ведь аддитивная поведенческая активность всё чаще приводит к снижению качества проведения группового логопедического занятия. Иными словами, дети перестали слушаться старших. И роль родителей в этом вопросе неоднозначна. Кстати, возможно, это и станет темой одного из наших следующих заседаний.
Подводя итоги осеннего заседания, хочется сказать, что вопреки народной мудрости, мы, логопеды «цыплят считаем не по осени, а по весне». Впереди целый учебный год. Уверенны, что продуктивная работа учителей-логопедов нашего города и района даст свои положительные результаты и качественно отразиться на речи наших подопечных. Итак, все за работу!!!
Корнева О.В.,
руководитель ММО учителей-логопедов ДОО
Наши друзья
МАОУ "СОШ №1"
МБОУ "СОШ №2"
МБОУ "ООШ №4"
МБОУ "ООШ №6"
МБОУ "СОШ №8"
МБОУ "ООШ №9"
МБОУ "Зарубинская СОШ"
МБОУ "Рассветская СОШ"
МБОУ "Шишинская СОШ"
МБОУ "Магистральная СОШ"
МБОУ "Раздольинская ООШ"
МБОУ "Топкинская ООШ"
МБОУ "Трещинская ООШ"
МБОУ "Глубокинская ООШ"
МБОУ "Усть-Сосновская ООШ"
МБОУ "Центральная ООШ"
МБОУ "Зарубинская общеобразовательная школа-интернат психолого-педагогической поддержки"
МКУ детский дом "Островок"
МБУ ДО "Дворец творчества детей и молодежи"
МБУДО "Детско-юношейская спортивная школа "
МБДОУ-детский сад №11 "Дельфин"
МБДОУ - Детский сад №10 "Огонек"
МБДОУ-Детский сад №1 "Светлячок"
МБДОУ - Детский сад №6 "Берёзка"
МБДОУ - Детский сад №12 "Рябинка"
МБДОУ - Детский сад №2 "Ягодка"
МБДОУ - Детский сад №1 "Колосок"
МАДОУ - Детский сад №5 "Малышка"
МБДОУ д/с «Колосок» с.Зарубино
МБДОУ – детский сад №4 «Ромашка»
МБДОУ Детский сад «Рябинка» п. Шишино
МБДОУ - Детский сад №7 "Солнышко"
МБДОУ Детский сад "Малышок" д. Малый Корчуган
МАДОУ детский сад №9 "Сказка"
МБДОУ детский сад №8 "Тополек"
МАДОУ детский сад №14 "Орешек"
Электронные услуги