Проблема мотивации на уроках истории
Человек, как существо, идущее по пути наименьшего сопротивления, естественно легче усваивает уже готовые знания, но это тупиковый путь, готовящий исполнителя, но не исследователя. Путь поиска, исследования труден, многих он отталкивает именно своей трудностью, огромными усилиями, которые нужно потратить, чтобы получить крупицу знаний. Как разбудить врожденную потребность в познании? Как сформировать устойчивые позитивные мотивы познавательной деятельности?
Часто цитируется применительно к школе древняя мудрость: «можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя». Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности.
Как мотивировать познавательную деятельность? Учителя чаще всего ориентируются на внешнюю мотивацию – презентации, атрибуты, игры и т.д. А успешность учебной деятельности и, в конечном счете, качество образования зависит от мотивации внутренней. Важным источником внутренней мотивации, безусловно, является интерес к информации. Исторический материал нужно подать детям так, чтобы он вызвал интерес, отклик в их душе. Как пробудить интерес, вызвать отклик на уроках истории и обществознания – попытались показать на своем опыте педагоги средней школы № 2 Бондарик Надежда Ивановна, Нейфельд Дарья Геннадьевна, Константинова Екатерина Юрьевна. Для этой цели они пригласили учителей истории на муниципальный семинар по теме «Повышение уровня обученности, мотивации учащихся к изучению предметов истории и обществознания при использовании творческих заданий на уроках и внеурочной деятельности», который прошел 27 ноября. Гостям семинара был представлен доклад «Учебная мотивация, ее развитие на уроках истории и обществознания как фактор повышения качества обучения», который сопровождался умело составленной презентацией, видеозарисовками, который сделала Нейфельд Дарья Геннадьевна. Как иллюстрацию к докладу Дарья Геннадьевна дала урок в 8 классе «Крымская война», где показала, как она подходит к выбору способа действий на уроке. Это и интересный рассказ учителя с элементами беседы, решение проблемного вопроса, работа с презентацией, работа с картой и т.д.
Один из вариантов внутренней мотивации – работа с документами. Данный вариант был представлен гостям семинара на внеурочном мероприятии (11 класс) - «…Но вихрь прошел, и пропасть пролегла» (М.Цветаева), посвященном актуальнейшей на сегодняшний день для каждого россиянина (как бы он к этому не относился – но это было в нашей истории) – 100-летию Русской революции 1917 года. Мероприятие артистично, на высоком методическом уровне провела Бондарик Надежда Ивановна. В заключении семинара прошли дебаты по теме «Учебная мотивация глазами учителей и их учеников». И прошли очень бурно!
Антонова Людмила Филипповна, методист МБУ "ЦРО"
Наши друзья
МАОУ "СОШ №1"
МБОУ "СОШ №2"
МБОУ "ООШ №4"
МБОУ "ООШ №6"
МБОУ "СОШ №8"
МБОУ "ООШ №9"
МБОУ "Зарубинская СОШ"
МБОУ "Рассветская СОШ"
МБОУ "Шишинская СОШ"
МБОУ "Магистральная СОШ"
МБОУ "Раздольинская ООШ"
МБОУ "Топкинская ООШ"
МБОУ "Трещинская ООШ"
МБОУ "Глубокинская ООШ"
МБОУ "Усть-Сосновская ООШ"
МБОУ "Центральная ООШ"
МБОУ "Зарубинская общеобразовательная школа-интернат психолого-педагогической поддержки"
МКУ детский дом "Островок"
МБУ ДО "Дворец творчества детей и молодежи"
МБУДО "Детско-юношейская спортивная школа "
МБДОУ-детский сад №11 "Дельфин"
МБДОУ - Детский сад №10 "Огонек"
МБДОУ-Детский сад №1 "Светлячок"
МБДОУ - Детский сад №6 "Берёзка"
МБДОУ - Детский сад №12 "Рябинка"
МБДОУ - Детский сад №2 "Ягодка"
МБДОУ - Детский сад №1 "Колосок"
МАДОУ - Детский сад №5 "Малышка"
МБДОУ д/с «Колосок» с.Зарубино
МБДОУ – детский сад №4 «Ромашка»
МБДОУ Детский сад «Рябинка» п. Шишино
МБДОУ - Детский сад №7 "Солнышко"
МБДОУ Детский сад "Малышок" д. Малый Корчуган
МАДОУ детский сад №9 "Сказка"
МБДОУ детский сад №8 "Тополек"
МАДОУ детский сад №14 "Орешек"
Электронные услуги